Безопасность детей
Направления работы
Безопасность детей дома
Всем известна поговорка: “Мой дом – моя крепость”. Однако даже дома могут возникнуть непредвиденные ситуации, угрожающие здоровью и жизни человека. Поэтому и взрослым, и детям очень важно знать и соблюдать правила безопасности детей дома.
Основными правилами, если ребенок остается один дома, должны быть:
1. На видном месте напишите телефоны, по которым он может быстро связаться (ваша работа, мобильный, полиция, скорая помощь, пожарная охрана, соседи).
2. Уходя из дома, убирайте все колющие, режущие предметы и спички.
3. Не оставляйте на видных местах таблетки и другие лекарства.
4. Хранение оружия и боеприпасов в квартирах, домах должно быть на законном основании с соответствующим разрешением. Хранить его нужно в недоступном для детей месте, в сейфе, где хранятся ключи и код от сейфа должны знать только взрослые.
5. Научите ребенка правильно обращаться с телевизором, утюгом и как пользоваться розеткой.
6. Проверьте, не оставили ли вы включенной воду или газ, выключили ли электронагревательные приборы.
7. Закройте окна и тщательно заприте входную дверь.
8. Постарайтесь доходчиво объяснить ребенку, что пока он находится у себя дома за закрытой дверью, он в относительной безопасности, но стоит лишь открыть дверь, как грань между ним и преступником стирается и он становится легкой добычей.
9. Уходя в вечернее время, не забудьте включить свет в комнатах, это отпугнет злоумышленников, и вашему ребенку не будет страшно одному.
10. При возвращении домой предупредите ребенка об этом по телефону или домофону. Позвонив в дверь, ребенок должен ее открывать только после того, как вы полностью назовете себя.
Основные задачи
Основные цели и задачи:
Формирование основ безопасности. Это формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения;
Воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Во второй младшей группе: Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
В средней группе: Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, явлениями неживой природы. Формировать понятие «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».
В старшей группе: Формировать основы экологической культуры, и безопасного поведения в природе, что все в природе взаимосвязано, человек не должен нарушать эту взаимосвязь. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, ураган). Знакомить детей с правилами поведения в этих условиях. Правилами оказания первой помощи при ушибах, укусах насекомых.
В подготовительной группе: Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира занесёнными в неё.
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей
БЕЗОПАСНОСТЬ В ДОУ ( ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА)
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Руководители ДОУ должны обеспечить безопасность с учетом современных требований, а для этого необходимо определить цели, задачи и стратегию работы. Руководителю и всему коллективу необходимо строить свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
- охрана жизни и здоровья детей;
- противопожарная и техногенная безопасность;
- предупреждение дорожно-транспортного травматизма;
- обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.
В эту работу должны быть включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.
Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля за исполнением данных инструкций.
Работа с родителями носит профилактическую направленность и может осуществляться в виде родительского всеобуча и проектной деятельности в соответствии с реализацией раздела программы по ОБЖ (Пособие по безопасности для вас и вашей семьи).
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей:
- Конвенция по правам ребенка, ст. 6, п. 1,2, ст.19;
- Конституция РФ, ст. 41, п. 3, ст.;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 № 124-ФЗ;
-Гражданский кодекс РФ, гл. 59, ст. 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда», ст.1065 «Предупреждение причинения вреда»;
- Семейный кодекс РФ, раздел 4, гл. 12, ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»;
- Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п. 22.3 «Компетентность и ответственность образовательного учреждения»;
- «Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках », утвержденная Министерством просвещения РСФСР 30 августа 1955г. № 42;
- Приказ Минобразования РФ от 15.01.02 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»;
- Приказ Минобразования РФ от 07.08.2000 № 2414 и Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 № 22-06.788 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений »;
- Приказ Минобразования РФ от 26.04.02 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»;
- Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Устав МБДОУ и родительский договор.
Внутренние локальные акты: приказы и инструкции по охране жизни и здоровья детей:
- Приказ «О создании комиссии по охране жизни и здоровья детей»;
- Приказ «Об организации экскурсий»;
- Приказ «О дежурных администраторах»;
- Инструкция для воспитателей по охране жизни и здоровья детей, по организации экскурсий, прогулок за пределы детского сада;
- Инструкция по охране жизни и здоровья детей в летний, зимний, осенний и весенний периоды;
Законодательная база по пожарной и безопасности при чрезвычайных ситуациях:
- Типовые правила пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных учреждений и других учебно-воспитательных учреждений Министерства просвещения СССР от 03.01.1969;
- Приказ Министерства просвещения РСФСР от 06.09.75 № 270 «Об усилении ответственности руководителей учреждений и органов народного образования за выполнение противопожарных мероприятий»;
Локальные акты по пожарной безопасности:
- Схема оповещения в случае чрезвычайной ситуации;
- План эвакуации в случае возникновения пожара и чрезвычайной ситуации;
- Инструкция по пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении;
- Обязанности административного дежурного и сторожей в случае возникновения пожара;
- Приказ «Об обеспечении пожарной безопасности».
Законодательная база по предупреждению дорожно-транспортного травматизма:
- Решение Всероссийского совещания представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, Общероссийских общественных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма от 25-26 октября 2000 г. ;
- Приказ Минпросвещения СССР от 09.11.1971 № 85 «О повышении роли дошкольных учреждений и школ в проведении воспитательной работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»;
- Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации и оказании экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» от 17 ноября 1995 г.;
- Методические рекомендации по профилактике дорожного травматизма у детей, посещающих дошкольные учреждения, разработанные Минздравом СССР, НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко и Центральным НИИ травматологии и ортопедии им. Приорова. М., 1986.
Локальные акты:
- Инструкция воспитателям по предупреждению детского дорожного травматизма.
Материал для работы с детьми:
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребенок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ. М., 1998 (рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ).
Законодательная база по обеспечению безопасности и усилению бдительности при угрозе террористических актов:
- Федеральный закон № 3808 «О борьбе с терроризмом» (принят Госдумой 03.07.98);
- Уголовный кодекс РФ, раздел 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», гл.24, ст. 205 «Терроризм» (принят Госдумой 24.05.96);
- Постановление Правительства РФ от 15.09.99 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
- Памятка «МЧС предупреждает: ваша безопасность при угрозе взрыва. Меры защиты по предупреждению и при угрозе террористических актов», 2001.
Локальные акты учреждения:
- Положение о комиссии по ЧС;
- Схема оповещения сотрудников в случае чрезвычайной ситуации;
- План действия в случае возникновения пожара или чрезвычайной ситуации;
- Приказ «О назначении дежурных администраторов и графике дежурства административных лиц»;
- Выписка из протокола внеочередного производственного совещания «Об усилении ответственности сотрудников по предотвращению террористических актов»;
- Приказ «Об усилении бдительности за сохранность жизни и безопасность детей».
ПЕРЕЧЕНЬ методического материала по противопожарной безопасности
1.Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89 (утв.Госкомобразованием СССР 10 мая 1989г.).
2.Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
3.Приказ «Об обеспечении пожарной безопасности».
4.Приказ «По обесточиванию здания и подсобных помещений».
5.Приказ «О порядке осмотра и закрытии помещений школы».
6.Приказ «О назначении пожарного расчета».
7.Инструкция о мерах пожарной безопасности.
8.Инструкция по охране труда и пожарной безопасности в учреждении ИОТ-001-2003г.
9.Инструкция дежурным сторожам на случай возникновения пожара или загорания.
10.Инструкция о способах применения первичных средств тушения пожара.
11.Инструкция о мерах по противопожарной защите.
12.Инструкция о мерах пожарной безопасности в помещениях социальных учреждений.
13.Инструкция по использованию противопожарного водоснабжения (пожарного гидранта, пожарного крана).
14.Инструкция по установке и эксплуатации пожарной автоматики.
15.Инструкция системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях (НПБ 104-03).
16.Инструкция о порядке действия в случае возникновения пожара.
17.Памятка по обеспечению пожарной безопасности.
18.Порядок действия персонала в случае пожара.
19.Основные правила пожарной безопасности при проведении новогодних елок.
20.Реестр огнетушителей.
21.План мероприятий по организации пожарной безопасности в ЛПУ.
22.Методическое пособие проведения противопожарного инструктажа в быту.
23.Рекомендации по выбору оптимальных требований, предъявляемых надзорными органами МЧС России к техническому обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1. Безопасность в ДОУ.
Приложение 1. Инструкция по охране жизни и здоровья детей в группах кратковременного пребывания.
Приложение 2. Приказ « Об обеспечении пожарной безопасности».
Приложение 3. Инструкция воспитателям по предупреждению детского дорожного травматизма.
Приложение 4. Приказ « Об усилении бдительности за сохранность жизни и безопасность детей».
Приложение 5. Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках.
Приложение 6. Инструкция работникам ДОУ при возникновении /угрозе/ чрезвычайных ситуаций.
Приложение 7. Действия сотрудников ДОУ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное время.
Приложение 8. Выполнение мероприятий ГО при угрозе и возникновении радиоактивного заражения.
Приложение 9. Правила поведения на территории ДОУ в условиях повышенного радиационного фона.
Приложение 10. Выполнение мероприятий ГО при авариях и катастрофах, связанных с выбросом СДЯВ в атмосферу.
Приложение 11. Проведение мероприятий ГО в связи с возникновением непредвиденных локальных чрезвычайных ситуаций /разбрасывание ядовитых веществ, разлив ртути, создание угрозы взрыва/.
2. Служба 01.
Приложение 1. Программа и порядок проведения противопожарного инструктажа с работниками детских учреждений.
Приложение 2. Правила поведения при пожаре.
3. Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Приложение 1. Фрагмент плана- конспекта итогового занятия в выпускной группе по теме «Пожар».
Приложение 2. Схема работы с детьми по воспитанию безопасности поведения.
4. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности.
Приложение 1. Правила пожарной безопасности.
Приложение 2. Правила поведения во время пожара.
5. Безопасность ребенка в детском саду и семье.
6. Психологическая безопасность.
Материалы для работы с детьми
План по безопасности дошкольников, охране их жизни и здоровья.
сентябрь |
||
воспитанники |
Цикл занятий: старшая группа |
«Школа безопасности движения»
|
Подготовительная группа |
|
|
Родители |
Общесадовское родительское собрание : « Предупреждение детского дорожного травматизма»(приглашение сотрудника ГИБДД). Месячник безопасности движения. |
|
Педагоги |
Досуг «Путешествие в страну дорожных знаков» (старшая группа) Вечер развлечений « Красный, желтый зеленый» (подготовительная группа) |
|
октябрь |
||
воспитанники |
Цикл занятий: старшая группа |
«Внимание!Пожар!»
Рисование по впечатлениям от прочитанного. С.р. игра «Мы пожарные» II занятие – игра «Спички не для игры» ( на правило первой пожарной безопасности) «Не суши над газом штаны после стирки, а то от штанов останутся дырки» ( 2-3 правила пожарной безопасности) Чтение стихотворения И. Тверабуки «На Андрейкино дежурство» Игра- соревнование «Мы помощники пожарных» |
Подготовительная группа |
I. Познавательное занятие «Огонь – судья беспечности людей»
II. викторина «День знаний: правила обращения с огнем» Д.игра: «Кто звонит», «Я знаю» |
|
Родители |
Оформление наглядной агитации: «Обеспечение пожарной безопасности – знакомство с Федеральным законом». Правила пожарной безопасности. |
|
Педагоги |
Конкурс на лучшее исполнение стихотворение С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое» (старшие дошкольники для детей средних групп). |
|
ноябрь |
||
воспитанники |
Цикл занятий: Старшая группа |
«Ребенок дома»
- Правила поведения во время пожара. - Заучивание стихотворения Н.Лузина «Тревога». - Экскурсия в прачечную. Знакомство с электроприборами. - Беседа с детьми «Электроприборы в доме» - Отгадывание загадок о домашних помощниках (В. Кобитина «Дошкольникам о технике») |
Подготовительная группа |
Экскурсия в прачечную. Закрепление представлений о работе с электробытовыми приборами. Занятие «Пожар»
|
|
Родители |
В помощь родителям – памятка по противопожарной безопасности . |
|
Педагоги |
Вечер загадок (электробытовые приборы). Д.игра «Разложи картинки по порядку», «Пожароопасные предметы», музыкально-дидактическая игра «Кто звонит» |
|
декабрь |
||
воспитанники |
Цикл занятий: Старшая группа |
«Азбука доктора Неболейки» Тема: «Дверь в страну Здоровья». «Да здравствует мыло душистое» (мыло и мыльные пузыри) Д.игра: «Предметы личной гигиены» Экскурсия в медицинский кабинет. С/р. Игра: «Больница» Игровая ситуация «Свет мой, зеркальце, скажи…» (внешний вид). |
Подготовительная группа |
Цикл познавательных занятий «У Мишки в гостях» (метод. пособие «Как обеспечить безопасность дошкольников», стр.48). 2.«Как мы устроены» Игра «Угадай-ка» (книга А.Мокеева «Долго ли до беды?», стр.35) Развивающая игра: «Четвертый лишний» |
|
Родители |
Памятка родителям «Как вы выбираете наказание, умейте взвесить его вред и пользу для ребенка» (В.Леви, Ю.Гишенрейтер, А. Спиваковская) |
|
Педагоги |
Организация дней душевного равновесия: «Как стать Неболейкой». Спортивный праздник «Быстрые, ловкие, смелые» |
|
январь |
||
Воспитанники |
Цикл занятий: Старшая группа |
Продолжение темы, начатой в декабре. Занятие «Ешь полезную для здоровья пищу» Д.игра:»Магазин», «Поезд с продуктами». Разучивание песни: «Эта вредная еда» Лепка «Полезные продукты» |
Подготовительная группа |
Театрализованная игра-зрелище «Витаминная семья» (пособие «Как обеспечить безопасность дошкольников», стр.54) Д.игра «Поезд с продуктами», «Я знаю». Беседа с детьми «Если хочешь быть здоров- закаляйся» Рассматривание альбомов: «Виды спорта», «Спортсмены» Чтение энциклопедической литературы. Тема : «Олимпиады» |
|
Родители |
Психологическая игра на родительском собрании «Защищаем права ребенка в детском саду» (журнал «Управление», стр.95) Раздача информационного письма с текстом Декларации о правах ребенка. |
|
Педагоги |
Вечер сказок (литературный калейдоскоп). Викторина : «Если хочешь быть здоров»(подг.гр.) |
|
февраль |
||
Воспитанники |
Цикл занятий: Старшая группа |
«Ребенок в общении с людьми» «Ты один дома, а в дверь позвонили» Игра : «Телефон» (звонок в поликлинику) книга Е.А.Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» (стр.34,62) |
Подготовительная группа |
|
|
Родители |
Познакомить родителей с программой «Основы безопасности детей дошкольного возраста» ( Д. Стеркина, О.Князева) |
|
Педагоги |
Досуг «Волшебные очки» «Творческие игры с цветовыми пятнами» (книга «Развитие социальной уверенности у дошкольников; стр.65-66 М.Безруких.-М.:ВЛАДОС,2002) |
|
март |
||
Воспитанники |
Старшая группа |
Беседа: «Знай и будь осторожен» (если чужой заходит в дом) |
Подготовительная группа |
Познавательное занятие «Если чужой приходит в дом» |
|
Родители |
Информация в родительский уголок. Встреча с военнослужащим по вопросам терроризма и безопасности. |
|
Педагоги |
Досуг « А ну-ка, девочки, а ну-ка мальчики» |
|
апрель |
||
Воспитанники |
Цикл занятий: Старшая группа |
«Ребенок и природа»
|
Подготовительная группа |
«Что необходимо помнить при общении с кошками и собаками» Чтение И.А.Корсакова «Рассказы о кошках».
|
|
Родители |
Издание журнала «Все на свете интересно» с рубрикой «Ребенок и природа» |
|
Педагоги |
Вечер-развлечение «На лесной полянке» (изодеятельность) |
|
май |
||
Воспитанники |
Цикл познавательных занятий: |
|
Старшая группа |
|
|
Подготовительная группа |
«Как черные братья хотели мир завоевать». Игра-обсуждение «Почему так говорят?» (пословицы и поговорки). Словесная игра «С кем не стоит встречаться» (стр.40.А.2 Макеева. Долго ли до беды?-М.,2000) |
|
Родители |
Консультация «Психологическая безопасность ребенка» Анкетирование родителей: «Ребенок и телевидение» |
|
Педагоги |
Развлечение «Вечер игр» (по правовому воспитанию) Игры: «Скорая помощь», «Если возник пожар», «Помогите! Милиция!», «Чужой стучится в дверь», «Съедобный грибок, положи в кузовок» (журнал «Ребенок в детском саду» №4, 2002, с.80-83). Развлечение «Культура и мы» (стр.65 О.С.Николаева). |
Обеспечение безопасности детей
Обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в ДОУ
Приказ О безопасном функционировании МКДОУ д.с.с. Тимирязево
Календарный план подготовки и проведения противопожарной тренировки по действиям в случае возникновения пожара и других чрезвычайных ситуаций
Акт проведения практической обработки плана эвакуации
Приказ о противопожарных тренировках
Приказ об охране труда и технике безопасности
Приказ об установлении противопожарного режима
Приказ о создании добровольной пожарной дружины
Приказ об усилении мер пожарной безопасности во время проведения массовых мероприятий
Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность
Паспорт дорожной безопасности образовательного учреждения
Безопасные условия пребывания в образовательном учреждении – это, в первую очередь, условия, соответствующие противопожарным, санитарным и техническим нормам и правилам, возрастным особенностям дошкольников.
На сегодняшний день в ДОУ имеется:
1. Кнопка тревожной сигнализации.
2. Автоматическая пожарная сигнализация.
Основными направлениями деятельности администрации детского сада по обеспечению в детском саду является:
- пожарная безопасность;
- антитеррористическая защищенность;
- обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований;
- соблюдение норм и правил охраны труда.
В ДОУ имеются и поддерживаются в состоянии постоянной готовности первичные средства пожаротушения – огнетушители. Соблюдаются требования пожарной безопасности к содержанию территории, помещений ДОУ, эвакуационных выходов.
В целях обеспечения антитеррористической безопасности в детском саду установлен ряд правил.
Главной целью по охране труда в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья воспитанников и сотрудников ДОУ.
Мероприятия по профилактике детского травматизма
1. В ДОУ четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:
оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели и администрация нашего детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;
игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.
2. В весенне-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; проведению декоративной обрезки кустарников.
3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок от снега и льда, посыпанию песком.
4. Воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, проводится проверка выносного материала.
5. Воспитатели совместно с музыкальным руководителем организуют праздники, развлечения. Все эти мероприятия проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого оборудования.
6. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей.
Предупреждение детского травматизма в ДОУ
Требования к работникам дошкольного учреждения
Администрация дошкольного учреждения должна создать травмо-безопасную среду в дошкольном учреждении и обеспечить постоянный жесткий контроль за охраной жизни и здоровья детей, а также за строгим соблюдением требований техники безопасности.
Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дети во время приема пищи правильно пользовались ножом и вилкой, другими предметами.
Всегда надо помнить, что в работе с детьми первостепенное значение имеют личность педагога, его пример для окружающих, а также характер общения с другими воспитателями.
Обслуживающему персоналу запрещается:
- привлекать детей к получению пищи с пищеблока, к раздаче жидких и других горячих блюд во время дежурства в группе;
- оставлять в приемных и групповых комнатах, санитарных узлах ведра с горячей водой, дезинфицирующие растворы, химические моющие средства, а также инвентарь, предназначенный для уборки (тряпки, щетки и т. д.).
- Медицинский работник должен проводить беседы с родителями, с педагогическим и техническим персоналом о профилактике травматизма, чаще напоминать о необходимости хранить спички, лекарства, режущие и прочие опасные предметы в местах, не доступных детям, систематически проверять содержание аптечек. Строго следить за тем, чтобы дети не приносили домой и в детский сад подобранные на улице или полученные от других детей различные опасные предметы. Особого внимания требуют электрифицированные игрушки и игры.
Медицинский работник должен вести четкий учет и анализ всех несчастных случаев и травм у детей данной организации в специальном журнале. Необходимо доводить до сведения коллектива дошкольной организации все случаи повреждения у детей, требуя обсуждения причин и обстоятельств получения травмы для дальнейшего устранения и исключения повторных случаев подобных травм.
Рекомендуется ежемесячно сверять свои данные с материалами травмопункта или хирургического кабинета детской поликлиники, амбулатории, фельдшерского пункта.
Требования к организации и проведению занятий с детьми
Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации. Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей. В дальнейшем действия детей приобретают все более осмысленный характер. Дети должны своевременно овладевать навыками самообслуживания.
Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, разнообразных занятиях, процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.
На всех занятиях и особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях.
Дети должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать краны газовой плиты строго запрещено.
Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок. На занятиях по ручному труду уместно ознакомить детей со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними.
В процессе игр важно приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения – уступить, пропустить, предупредить и т. д. Необходимо, чтобы дети овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом, а в среднем и старшем дошкольном возрасте – с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами).
В помещении, на участке детского сада, во время работы в уголке природы детей следует обучать навыкам бережного обращения с животными и растениями, правилам ухода за ними. В уголке природы не должно быть ядовитых растений, с колючими и острыми листьями и плодами.
Необходимо знакомить детей с произведениями художественной литературы, отражающими данную тематику.
Формы работы с дошкольниками могут быть самыми разнообразными: занятия в группе с использованием наглядного материала, беседы воспитателя, экскурсии, прогулки по городу, в лес, на речку, в поле и т. д.
Детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы ребят и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы. Восприятие такой информации, как показала практика, будет более полным и глубоким, если она будет подкреплена зрительным образом, рисунком. Ребенок, посмотрев рисунок, сопоставляет изображенное в нем с тем, что видит сам в жизни. Он получает возможность реально оценивать ситуацию, рассуждать, анализировать, учиться наблюдать. При этом сама картинка становится более понятной и доступной, она как бы входит во внутренний мир ребенка, изменяя его поведение и помогая формированию необходимых навыков, воспитанию привычки правильно пользоваться предметами быта.
Дети сами дают прекрасный фактический материал для бесед. Их творческие рассказы и рисунки всегда привлекают своеобразием видения мира, верностью восприятия мелких реалистических деталей, на которые взрослые зачастую не обращают внимания. Такие беседы оставляют у детей яркие впечатления, оказывая большое эмоциональное воздействие. На занятиях можно использовать экспозиции детских рисунков, подобрав их по тематике и хорошо оформив.
Воспитателю надо так построить беседу, чтобы в ходе ее ребенок открывал для себя что-то новое, интересное, а порой и загадочное. Это интригует ребят, а неожиданные смешные моменты ассоциируются с различными ситуациями из их собственного опыта. Обычно все дети активно участвуют в беседе. Примеры из жизни хорошо убеждают их в реальности представленного сюжета, его достоверности и типичности. Дети рассуждают, спорят, доказывают, делают полезные для себя выводы. После обсуждения каждой травмоопасной ситуации воспитатель побуждает детей высказывать свои предложения о том, как можно избежать этой ситуации, в чем ошибки персонажа сюжета. В конце беседы после рассматривания иллюстративного материала дошкольники подводятся к самостоятельному выводу – как вести себя в аналогичной ситуации, какие принять меры предосторожности. По окончании занятия для закрепления информации спрашивают детей, что им больше всего понравилось из выставки картинок или рисунков.
Использование наглядности способствует более прочному усвоению материала и формированию у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть детских травм и снизить их число до минимума. Дети учатся управлять своим поведением дома, на улице, во дворе, в детском учреждении, в общении с живыми объектами. Дети, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, стараются не рисковать в подобных случаях, сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.
Оборудование и материалы
Основным оборудованием для проведения занятий с детьми являются серии картин, изображающих различные опасные ситуации из жизни детей. В зависимости от местных условий, климата, а также времени года можно дополнить тему иллюстрациями и примерами из жизни детей, проживающих в данной местности.
Большую помощь в изготовлении рисунков могут оказать родители, шефствующие организации и школьники.
Темы для рисунков или иллюстраций могут быть самыми различными: "Ушибы упавшими сверху предметами", "Падения с высоты", "Опасные ситуации при катании на велосипеде (самокате)", "Ранения острыми предметами" и другие в соответствии с приведенной выше классификацией и местными условиями.
Работа детского сада с семьей
Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки.
Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Важно убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, влекущих за собой получение травмы. Нужно построить работу так, чтобы родители задумались над этой проблемой и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка.
Не следует диктовать родителям, как им поступать, и декларировать известные истины. Необходимо доходчиво разъяснять те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм, убедить в том, что многое можно предотвратить.
Нужны знания о психологических особенностях и физиологических возможностях ребенка на всех возрастных ступенях дошкольного возраста, которые являются предпосылками поведения ребенка в окружающем мире, но при этом необходимо учитывать и местные условия.
Таким образом, работа с родителями должна строиться с учетом возраста детей и ориентироваться на конкретную аудиторию, а не вообще на родителей.
Прежде всего, необходимо определить учебно-воспитательные задачи.
Главными из них являются:
- расширение знаний родителей о психофизиологических особенностях ребенка данного возраста, его поведения в окружающей среде;
- воспитание чувства ответственности, наблюдательности, внимания, предусмотрительности, осторожного обращения с ребенком;
- формирование представлений о наиболее частых, типичных ситуациях в жизни детей данного возраста; какие и когда возможны повреждения;
- обучение необходимым приемам оказания первой помощи пострадавшему ребенку;
- чем и как заниматься с ребенком дома.
Тема детского травматизма – деликатная. Чтобы ее раскрыть, необходим особый подход, хороший иллюстративный конкретный материал, отработанная методика преподнесения информации.
Знакомя родителей с общими педагогическими и медицинскими требованиями, необходимо учитывать специфику той или иной семьи, каждого ребенка, но при этом могут возникнуть такие вопросы, обсуждение которых следует проводить не при широкой аудитории, на общем собрании, а в индивидуальной беседе.
Необходимо систематически проводить с родителями беседы о возможных случаях травматизма в помещениях, на улице, у реки, об опасности игры с огнем, о правилах поведения на дорожно-транспортных магистралях. Нужно объяснить родителям, какие последствия влекут за собой падения с высоты, отравления, серьезные ранения, ожоги, избегая в беседе сугубо медицинских терминов.
Многие родители приводят пострадавших детей к хирургу после того, как сами лечили повреждения (ушибы, ожоги, укусы, ссадины), а некоторые совсем не обращаются за медицинской помощью, обходясь домашними средствами. В таких случаях необходимо информировать родителей о правильном оказании первой помощи при повреждениях, указать, когда необходимы прививки от столбняка, и дать другие рекомендации.
Предлагая родителям рекомендации, чем и как заниматься с ребенком дома, обязательно нужно обратить внимание на то, что у ребенка-дошкольника мышление образное. Ему недостаточно одного объяснения, так как у детей нет необходимого опыта, и они не представляют себе в полной мере последствия своих поступков. Детям нужен наглядный материал, показ. Рисовать профессионально не обязательно, достаточно просто изобразить опасную ситуацию и прокомментировать ее, а затем вместе с ребенком сделать правильный вывод. Дошкольники с удовольствием раскрашивают контурные копии, объясняя при этом содержание сюжета своим младшим братьям и сестрам. Можно постепенно приучить ребенка быть внимательным, аккуратным, отучить от дурных привычек (грызть ногти, карандаши, ручки и т. д.), обучить правильному обращению с бытовыми приборами, ножом и многими другими полезными вещами, которые при неправильном использовании могут стать чрезвычайно опасными.
Беседуя с родителями, желательно использовать диапозитивы с изображением типичных опасных ситуаций.
Не следует перегружать аудиторию информацией, надо использовать лишь ту, которая делает материал интересным, привлекающим вниманием, а главное – убедительным и запоминающимся.
В условиях сельской местности, где дошкольники начинают рано и самостоятельно общаться с природой, а также при выездах на дачу, загородную прогулку возможны отравления детей ядовитыми растениями и грибами. Поэтому перед началом летнего сезона воспитатель или медицинский работник проводит с родителями и детьми беседы на данную тему, дает советы, как научить ребят отличать полезные для здоровья человека растения от вредных, съедобные грибы от несъедобных. Кроме того, надо объяснить детям, что необходимо быть предельно внимательными при общении с живыми объектами природы, так как возможны укусы насекомых, змей.
Необходимо особо предостеречь родителей от предоставления детям излишней самостоятельности при купании в водоемах, катании с ледяных горок на санках, коньках, прогулках в лес без присмотра старших.
Оформление уголка по профилактике травматизма
В каждой возрастной группе оформлен уголок по предупреждению травматизма у детей. Это папка-передвижка с рекомендациями для родителей. Материалы периодически меняться в зависимости от времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью.
Например, весной чаще бывают ожоги пламенем от костров, которые разжигаются с целью уничтожения мусора во дворах. Укусы собак чаще всего регистрируются в мае. Выпадения из окон, падения с балконов также чаще встречаются весной, когда открываются окна после зимы. Летом – падения с велосипедов, самокатов, качелей, со стогов сена; утопления. Осенью – падения с деревьев при сборе фруктов, орехов; переохлаждения. Зимой – падения с санок, при катании на лыжах, коньках; ушибы шайбой во время игры в хоккей, снежками, кусками льда; падения в прорубь, обморожения.
Оформление стендов должно быть ярким, красочным, хорошо иллюстрированным, привлекающим внимание. Стенд можно разместить в вестибюле или раздевальной комнате той или иной возрастной группы, где часто бывают родители.
Контроль и руководство работой по профилактике травматизма у детей
Заведующий и медицинский персонал дошкольного учреждения осуществляют контроль и руководство работой по предупреждению травматизма у детей. Заведующий несет ответственность за обеспечение безопасных условий для жизни и здоровья детей каждой возрастной группы в помещении и на участке, воспитание навыков безопасного поведения детей в окружающей обстановке, повышение роли семьи в деле охраны жизни и здоровья детей, а также организует учет и регистрацию всех несчастных случаев с детьми во вверенном ему дошкольном учреждении.
В целях повышения эффективности профилактической работы в детском саду заведующий руководствуется соответствующими инструкциями и программно-методическими документами и осуществляет контроль за ее проведением в тесном контакте с медицинским персоналом.
Целенаправленный контроль заведующий сочетает с ежедневным обходом дошкольного учреждения – с него должен начинаться рабочий день. Цель ежедневного обхода – проверить соответствие гигиенических и педагогических условий детского сада требованиям безопасности пребывания детей и взрослых, а также подготовку персонала к рабочему дню. Такой контроль повышает чувство ответственности каждого сотрудника за качество своей работы.
Ответственность за техническое состояние здания дошкольного учреждения несет заведующий хозяйством. Осмотры технического состояния здания должны проводиться систематически, а результаты – оформляться актом с перечислением выявленных недостатков, указанием сроков их устранения и записью ответственных лиц. Исполнение решений должно находиться под постоянным контролем заведующего дошкольным учреждением.
Для того чтобы работа по профилактике травматизма в дошкольной организации была более эффективной, заведующий должен поддерживать тесные контакты с детской поликлиникой, органами санитарного просвещения.
Заведующий дошкольным учреждением вместе с воспитателями несет персональную ответственность за создание травмобезопасных условий, предупреждение травматизма, а также за каждый несчастный случай, происшедший в детском саду.
* Детский сад оборудован системой автоматической пожарной сигнализации.
* Территория детского сада по всему периметру ограждена забором с запирающимися воротами; входные двери закрываются на засов.
* В ночное время помещения детского сада охраняются сторожами.
* С детьми регулярно проводятся беседы по правилам поведения в детском саду и на прогулках, о поведении во время чрезвычайных ситуаций.
* С сотрудниками детского сада 2 раза в год проводятся инструктажи по охране жизни и здоровья детей.
* Каждый сотрудник несет персональную ответственность за безопасность воспитанников во время нахождения в детском саду.
* С сотрудниками и воспитанниками ДОУ два раза в год проводятся учебные тренировки эвакуации детей из здания в случае возникновения пожара или ЧС.