Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - лица, имеющие подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией недостатки в физическом и (или )психическом развитии, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
В соответствии с п.28 ст.2 "Федерального закона "Об образовании в Российиской Федерации" №273-ФЗ адаптированная образовательная программа - это образовательная программа для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Важнейшим составляющим условий для лиц с ОВЗ является следующее:
-учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации педагогического процесса, в применении методов и средств обучения, приводящих к компенсации и коррекции;
-создание адекватной среды жизнедеятельности как в условиях группы, так и вне её.
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №33 «Радуга» города Смоленска осуществляется образование детей-инвалидов в условиях общеобразовательных групп, предусматривающее создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Особые образовательные потребности, условия и особенности работы с обучающимися с ОВЗ отражены в адаптированных образовательных программах. Использование специальных технических средств - не требуется.
Контактные данные лица, ответственного за организацию работы по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения-
Савченкова аталья Вдадиславовна воспитатель. Телефон (4812) 38 32 60
Ответственный сотрудник прошёл соответствующее обучение по сопровождению инвалидов в помещении организации в октябре 2022 года.
Инклюзивное образование:
Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - требования нынешнего дня. Это закономерный этап развития системы образования таких детей. Каждый ребенок с ОВЗ должен иметь возможность реализовать свое право на получение образования в любом типе образовательного учреждения и получать при этом необходимую ему специализированную помощь.
Интегрированное образование предполагает, что ребенок с ОВЗ овладевает знаниями в рамках общеобразовательного стандарта в те же сроки, что и нормально развивающиеся дети. Такой подход возможен применительно к детям, уровень психофизического развития которых соответствует возрасту или близок к нему. Организация интегрированного образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного детства.
Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Основные принципы (применительно для детей с ОВЗ)
- Поддержка разнообразия детства
- Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека
- Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития
Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ
- Создание соответствующего образовательного пространства
- Создание программно-методического обеспечения
- Создание развивающей предметно-пространственной среды
- Создание дидактического обеспечения
- Образовательное пространство для детей с ОВЗ
- Безопасная среда жизнедеятельности
- Функциональные помещения для обеспечения коррекции (кабинеты врача, учителя- логопеда, кабинет педагога- психолога)
- Взаимодействие с окружающим социумом (детская поликлиника, ПМПК, соцзащита, социокультурное пространство)
- Программно-методическое обеспечение для инклюзивного ребенка
- Основная образовательная программа (адаптированная образовательная программа)
- Протокол ПМПК
- Индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут
- Индивидуальная коррекционно- развивающая программа
- Система индивидуальной работы в календарном плане
Предметно-пространственная развивающая среда для инклюзивного образования
- Обязательная зона коррекции
- Уголок уединения
- Индивидуальное авторское пространство ребенка
- Развивающая среда с учетом «зоны ближайшего развития»
Дидактическое обеспечение:
- Для коррекции имеющихся отклонений в развитии
- Для коррекции освоения содержания образовательной программы
- Для коррекции поведения или социальных компетенций
Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия)
- Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала
- Формирование общей культуры воспитанников.
Объекты для проведения практических занятий
Укажите информацию о наличии для использования инвалидами и лицами с ОВЗ объектов для проведения практических занятий. В случае, если они отсутствуют, указать – Объекты для проведения практических занятий отсутствуют
Библиотека
В каждой группе есть библиотека детских книг, которая комплектуется согласно ОП ДО ДОУ, с учётом возраста воспитанников. Библиотека находится в свободном доступе для детей, в том числе воспитанников с ОВЗ. Литература в ней периодически обновляется, что способствует поддержанию познавательного интереса детей к художественной литературе.
Спортивные объекты
Укажите информацию о наличии для использования инвалидами и лицами с ОВЗ спортивных объектов. В случае, если они отсутствуют, указать – Спортивные объекты отсутствуют
Средства обучения и воспитания
Укажите сведения о средствах обучения (например, кабинет психолога, логопеда, дефектолога или иных специалистов). В случае, если подобные средства работы с воспитанниками с инвалидностью отсутствуют – указать
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В детском саду назначен сотрудник, ответственный за организацию работ по обеспечению доступности объекта и услуг для лиц с особыми возможностями здоровья и инвалидов - Савченкова Наталья Вадиславовна, воспитатель ДОУ. Ответственное лицо прошло соответствующее обучение по сопровождению инвалидов в помещении организации. Все сотрудники прошли инструктирование или обучение для работы с инвалидами по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Вход в здание ДОУ оборудован кнопкой вызова персонала.
Конструктивные особенности здания МБДОУ "Детский сад №33 "Радщуга" не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Все дверные проемы и корридоры достаточной ширины.
Специальные условия питания
МБДОУ "Детский сад №33 "Радуга" осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В учреждении организовано сбалансированное четырехразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.
Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не предусмотрено.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду осуществляет врач-педиатр, медицинская сестра.
Доступ к информационным системам
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют
Специальные технические средства обучения
Специальные технические средства в МБДОУ "Детский сад №33 "Радуга" отсутствуют
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МБДОУ "Детский сад №33 «Радуга» отсутствуют
Жилые помещения в общежитии, интернате
Жилых помещений в общежитии, интернате при ДОУ «Название сада» не предусмотрено